Кризис трех лет – советы для родителей от психологов

krizis treh let sovety dlya roditelej ot psihologov Здоровье

По мнению психологов, трехлетний кризис — это обязательный этап в жизни ребенка, переход от раннего детства к детскому саду, когда ребенок отделяется от взрослого и осознает себя как самостоятельную личность. Этот кризис называется психологической эмансипацией — формированием собственного «Я» ребенка. Этот кризис представляет собой новое определение ранее существовавших отношений между ребенком и взрослым.

Реши свои жизненные проблемы. Измени свою судьбу!

Попроси у Вселенной все что захочешь:
⭐ Любовь
⭐ Деньги
⭐ Карьеру
⭐ и другое

Стремление действовать самостоятельно приводит к тому, что взрослые больше не отделяются от ребенка объектом и действуют вместе с ним, а как будто впервые предстают перед ребенком как модели поведения и взаимодействия с миром. Этот кризис называется психологической эмансипацией — формированием собственного «Я» молодого человека.

Однако во многих ситуациях ребенок еще не достаточно компетентен, чтобы справиться без посторонней помощи, что создает конфликт между «я хочу» и «могу». Родители, которые в этот период все еще заботятся о себе, провоцируют агрессию, зачастую направленную на мать. Однако ребенок может быть совершенно спокойным по отношению к другим взрослым.

Возрастные рамки кризиса

Этот этап в становлении личности ребенка очень условно называют трехлетним кризисом: иногда первые признаки упрямства проявляются чаще всего уже в возрасте полутора-двух лет, сам кризис начинается в возрасте два с половиной или три года.

Чаще всего он длится несколько месяцев, а к четырем годам ситуация полностью стабилизируется, но при неблагоприятных обстоятельствах кризис может длиться два-три года.

На продолжительность влияют темперамент ребенка, близость отношений с родителями, особенно с матерью (негативные аспекты легче преодолеть в доверительных отношениях) и стиль воспитания (авторитарные родители усиливают негативное поведение ребенка). Более того, кризис будет сложнее преодолеть, если он произойдет, когда ребенок приспосабливается к детскому саду или когда появится младший брат или сестра.

Предкризисная симптоматика

Некоторые изменения в поведении ребенка, связанные с его функциями самосознания, информируют родителей о надвигающемся кризисе. Они будут включать:

  • интерес к саморефлексии в зеркале;
  • Интерес к собственной внешности и тому, как их воспринимают окружающие — для девушек;
  • Боязнь собственной успеваемости и повышенная реакция на неудачи (например, на соревнованиях) у мальчиков.

Предкризисное состояние по-разному проявляется у девочек и мальчиков в связи с разными моделями социального поведения. Социально привлекательная роль девушки заставляет ее изучать мимику и корчить рожи перед зеркалом.

Эффективные занятия для мальчиков заставляют их строить замки и башни из кубиков и конструктора, но каждая поломка или разрушение вызывает бурную реакцию — крики, гнев, крики. Через два-три месяца после того, как малыш начинает так себя вести, наступает кризис.

Кризисная симптоматика

Психологи выделили несколько признаков трехлетнего кризиса, назвав их семью совокупностями симптомов. Их внешний вид доказывает, что ребенок вступил в период независимости и отчуждения от взрослых, а эмоциональность возникла не из-за баловства и злого умысла.

Упрямство

Родители могут путать упрямство с настойчивостью, но настойчивость — полезная черта для ребенка, которая помогает ему преодолевать препятствия для достижения своей цели. Когда ребенок упрям, он на чем-то настаивает только потому, что уже принял решение и не собирается отказываться от этого. Примером упрямства является отказ ребенка пойти на обед, пока построенная им кубическая башня не станет достаточно сильной, чтобы не упасть.

Упрямый малыш отказывается от еды, потому что он уже сказал, что не голоден, даже если он голоден на данный момент. В магазине он может упорно требовать определенную игрушку, но когда истеричный взрослый покупает ее, он сразу теряет к ней интерес — важно было отстоять то, что вы хотели, а не получить саму игрушку.

Хорошая черта упрямого поведения заключается в том, что ваш ребенок хочет настаивать на решении, которое развивает силу воли, необходимую любому взрослому.

Важно: Не пытайтесь изменить мнение своего ребенка, попробуйте найти компромисс, например, оставьте еду на столе и позвольте ребенку выбирать, когда он голоден, и хочу их съесть.

Негативизм

Негативизм заставляет ребенка действовать как против воли родителей, так и вопреки его собственным. Это реакция на предложения, течет от взрослых, независимо от их содержания. Например, ребенок может отказаться от войти в зоопарк со своей матерью, хотя он хочет посмотреть на животных или отклонить предложения по живописи и немедленно пойти после краски и кистей.

Негативизм проявляется в желании сделать что-то противоположное, даже вопреки вашу волю, важно отрицательно реагировать на инициативу для взрослых. Это не следует путать с обычным недопустимым детством, когда поведение ребенка соответствует своим собственным желаниям, противоречит запрашивающим родителям.

Пример непослушания: ребенок отказывается покинуть детскую площадку на ужин, потому что он не терпел игра в песочнице или не был на качелях, его желание пойти на прогулку противоречить требованию матери.

Пример негативизма: ребенок усталый весело на открытом воздухе и голодных отказывается вернуться домой, когда его мать звонит, потому что предложение исходит от нее, даже если желания одинаковы. Кроме того, негативизм является селективным и чаще всего направлен на один или два конкретных взрослых из окружения.

Положительная сторона этого поведения в том, что ребенок учится следовать своим решениям и становится более независимым.

Рекомендации для родителей встречаются с негативизмом проявлениями: не разговаривать с тонусом ребенка, командованием и позвольте ему успокоиться и уходить с сильными эмоциями, когда он четко негативно сосредоточен на для вас. Другой член семьи может выступать в качестве переговорщика с раздражающим малышом. В некоторых случаях, например, «просить о чем-то противоположном» может быть полезным: «Теперь мы не ходим сейчас и останемся дома, пожалуйста, раздевайся».

Симптом обесценивания

Ребенок теряет ценности вещей и привязанности, которые когда-то любили — улыбаясь одежду для кукол, росписи и книг, падающих автомобилей. Кроме того, ребенок, который ранее затронул и любящий, начинает выживать, дразнить и разбивать родителей и других членов семьи, которые всегда были власти для него в прошлом.

Это потому, что ребенок в кризисе хочет «деформироваться» Всемогущего, как казалось ему, мама и папа контролировать свою жизнь и стать его единственным автором. Трехлетки активно используют быстро развитие словарного словара простых и непристойных слов, которые появляются в нем, чтобы вызвать живой, отрицательный отрицательный ответ.

Положительная сторона этого симптома заключается в том, что ребенок не останется инфантильными и зависит от взрослой жизни и сможет направлять свою собственную жизнь. Однако важно помнить, что ребенок все еще нуждается в социализации и показывает ему, что девальвация — это решение в крайних случаях.

Если ребенок демонстрирует девальвацию, попробуйте отменить свое внимание — с помощью строительного комплекта или куклы — от книг и красок. Они регулярно смотрят мультфильмы вместе и книги с картинками, которые перемещают тему социального поведения и играют в разные роли в функциях. Самое главное не учитывать.

Деспотизм

Деспотизм проявляется в погоне за ребенком для обеспечения соблюдения родителей, чтобы реализовать свои специальные желания, которые могут быть описаны как своего рода желание получить власть над отцом и матерью. Этот симптом особенно выражены в семьях, в которых ребенок является единственным ребенком и привык к снисходительности во всем. Если у ребенка есть братья и сестры, особенно моложе, деспотизм появляется в виде ревности: ребенок просит его мать оставить его или на мгновение, он толкает и конфликтует, он не хочет делиться совместными игрушками, идут вместе на прогулку.

Симптом может быть регрессия, например, утром, когда ребенок готовлюсь к детскому саду, он может вообразить себя как малыш, скрипил тихо: «Мама, слишком рано на детском саду, погрузила ню». В этом случае поиграйте с младенцем, обнимите его и покачивайте в своих объятиях. Обычно трехлетнему ребенку достаточно нескольких минут, чтобы из малыша стать самостоятельным, готовым пойти в детский сад.

Положительная сторона этого симптома — формирование у ребенка воли. Они хотят, чтобы мир адаптировался к их желаниям и интересам и научился отстаивать свою позицию и интересы.

Родители, особенно те, у которых более одного ребенка, должны будут научиться не поддаваться манипуляциям со стороны трехлетнего ребенка, показывая, что внимание мамы или папы можно привлечь без слез или скандалов. Вовлекайте детей в совместную работу по дому, например, в простую домашнюю работу или совместное приготовление обеда и ужина.

Строптивость

Сопротивление напоминает негативизм, но это безличный симптом, направленный не на конкретного члена семьи, а на весь образ жизни, который ребенок развил за три года. Этот симптом чаще всего возникает у ребенка в семье, где существуют разногласия между мамой и папой или родителями и старшим поколением относительно путей и средств воспитания ребенка.

Ребенок отказывается выполнять все просьбы и требования родителей, как будто не слышал обращенных к нему слов. Например, он продолжает играть с конструктором, когда его просят убрать игрушки, или отвечает пренебрежительным жестом и фразой «ни в коем случае».

Если ребенок не в настроении сразу выполнять просьбу родителей, попробуйте перенаправить его внимание на новое занятие, и через некоторое время он будет убирать детскую комнату или чистить зубы, когда вы не выполняете каждый шаг.

Своеволие

Стремясь к максимальной независимости, 3-летний ребенок пытается справиться с собой в любой ситуации, вне зависимости от собственных возможностей. Ребенок может не только захотеть одеться в саду, но и перейти улицу, не держась за руку родителей, положить все товары в тележку супермаркета, затем заплатить на кассе, включить и выключить электронные устройства дома.

Независимость ребенка — это ключ к обретению ценного опыта в следующей жизни, даже если поначалу он или она не добились успеха.

Важно, чтобы родители позволяли своему ребенку пробовать и делать все, что он хочет, учиться на своих ошибках, если это безопасно для них, и учили их обращать внимание на ситуации, в которых независимость может быть опасной для них самих или других.

Эмоциональное состояние ребенка похоже на войну с остальным миром. Малыш пытается показать родителям, что его мысли и желания не менее ценны, чем их, поэтому он протестует против каждого их решения и постоянно вступает в конфликт. Трехлетний ребенок отказывается от обычных просьб и действий, завтра в то же время требует не кричать на улице, не обижать кошку или собаку.

Злость на окружающий мир дает вашему ребенку силы отделиться от взрослых и стать независимой личностью.

Во время протеста ребенка постарайтесь сохранять спокойствие и спокойствие и покажите, что вы готовы прислушиваться и учитывать его мнение. Настаивайте на себе, если ребенок восстает против элементарных мер безопасности, например, решив поиграть в футбол на дороге. Давайте не забывать, что если мы не позволяем ребенку реагировать на агрессию, накопленное напряжение и истерики нарушат работу защитной системы организма и вызовут аутоагрессию.

Что могут сделать родители?

Первое, что нужно понять родителям, — это то, что поведение их детей не является результатом плохого характера или плохих генов, а является естественной частью взросления, и относиться к ним должным образом.

  • В первую очередь стоит установить для ребенка четкие границы, не перегружая его жизнь запретами, но и не допуская вседозволенности, которая потом может превратить малыша в тирана. Если в семье нет четко определенных правил, стоит попробовать одно психологическое упражнение, которое обязательно для обоих родителей. Они вместе садятся за стол и подробно обсуждают правила для ребенка, разделив их на три категории:
    • Ребенку категорически запрещено;
    • ребенок имеет право связаться с родителями;
    • Ребенку разрешено.

После внимательного рассмотрения и заполнения такой трехколоночной таблицы ее можно красиво оформить и повесить на холодильник или на специальную доску, чтобы правила всегда были под рукой, а со временем можно было эффективно использовать, дополнять или изменить категории.

Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет бабушкам и дедушкам, занимающимся воспитанием детей, ознакомиться с правилами, принятыми дома, чтобы они могли действовать согласованно и уменьшить количество ссор, когда мать и отец по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Кроме того, ребенок может усвоить «законы жизни» в игровой форме и усвоить их быстрее и легче, особенно если столбец с запретами подкреплен пояснениями к каждому пункту.

Рассмотрим примеры из разных категорий: ребенку категорически запрещается трогать розетки, ходить без присмотра возле работающей плиты, оставаться одному в ванной, бить и травмировать детей на детской площадке, дразнить бабушку. Вы и ваши родители можете замесить из теста блины и открыть для себя строительные инструменты отца.

Разрешено по желанию избавляться от игрушек, в теплые дни гулять без тапочек, рисовать в альбоме для рисования. Категорический запрет следует вводить только тогда, когда ситуация может представлять непосредственную угрозу для ребенка.

Конечно, идеально сформированного родительского отношения достичь практически невозможно, но важно поставить себя на место ребенка и научиться распознавать границы вместе с ним. В этом случае, уже отработав позицию, стоит твердо ее придерживаться и не поддаваться уступкам и попрошайничеству, научившись манипулировать один раз, ребенок может использовать эту тактику долго и успешно. Постарайтесь объяснить своему ребенку, что правила в первую очередь предназначены для его безопасности и ограничивают то, что может причинить ему реальный вред.

  • Спокойно и взвешенно реагируйте на поведение ребенка в любой ситуации. Стоит помнить, что плачем и криком ребенок испытывает нервы родителей и узнает об их слабостях, чтобы они знали, на что в будущем оказать давление. Чрезмерные эмоции в ответ на поведение ребенка, крики и тем более физические наказания только усугубляют и удлиняют период кризиса. Если ребенок увидит спокойную реакцию матери на ее собственные истерики, он поймет, что манипуляция не работает и его поведение скорее стабилизируется.
  • Ребенок должен уметь выбирать. Чтобы избежать конфликта, на прогулке с силой натяните его штаны, предложите подумать, предпочитает ли он сегодня синие или белые носки. Если ваша дочь отказывается ходить в детский сад, обманите, переключив ее внимание на задачу, которую нужно выполнить — зеленое или желтое платье, которое она хочет сегодня надеть? При таком подходе все действительно важные решения по-прежнему принимаются взрослыми, но ребенок также участвует в управлении своей собственной жизнью.
  • Вы должны поощрять ребенка к самостоятельности. К трем годам ваш ребенок уже может делать несколько вещей, которые его интересуют: попробовать мыть пол или посуду, полить любимый цветок, научиться рисовать на стенах с вашей помощью приклеенной ватой ватой. продвигать. Главное помнить, что получение опыта важнее, чем несколько сломанных тарелок, и что запреты следует накладывать только на действительно опасные действия — включение газовой плиты без посторонней помощи или резку хлеба острым ножом без присмотра.
  • Хорошая профилактическая мера против всплесков темперамента и истерики — согласовать с ребенком любые ограничения, прежде чем приступить к занятиям. Например, перед покупкой объясните, что невозможно купить несколько дорогих игрушек, узнайте, согласен ли ребенок на одно, разрешите ему выбирать понравившийся предмет не при каждой покупке, а, например, каждую неделю или две.
  • Не пытайтесь что-то объяснять своему ребенку в состоянии эмоционального замешательства. Обязательно дождитесь, пока истерика пройдет и он выздоровеет, а затем поговорите и объясните, почему его поведение в этой ситуации кажется вам плохим вариантом, по крайней мере, не говорите, что вы думаете, что он плохой и недостойный, говорите отрицательно, просто о том, что он сделал. Важно учитывать собственные ощущения и донести их до ребенка. Если ваша истерика случается в парке, супермаркете, медицинском центре или другом общественном месте, попробуйте сначала убрать «шоу» с прожектора и отвести ребенка в менее людное место. Попробуйте переключить его на любимую игрушку, которую вы принесли с собой, на гуляющую рядом собаку, вспомните кошку, которую вы встретили в утреннем входе, или книгу, которую вы читали накануне вечером.
  • Чтобы минимизировать его настроение, уделите ребенку заботу и внимание, по окончании истерики выясните, чем вызвано поведение, предложите ему выбрать один из вариантов решения проблемы: «Что бы вы сделали на моем месте?» , Не теряйте самообладания.

Рекомендации и наблюдения родителей

  • Постоянно ругая ребенка и пытаясь им командовать, приведет только к тому, что он со временем проиграет вам. Не расстраивайтесь ни по какой причине и не преувеличивайте трагедию ситуации, когда вы видите запачканную после прогулки футболку или разбитую кружку. Всегда лучше показать, что большинство возникающих проблем можно решить, чем создавать постоянное чувство вины, которое будет препятствовать взрослой жизни ребенка, источая негатив на каждом неверном шаге.
  • Используйте элементы веселья для решения спорных ситуаций. Когда дочка не хочет завтракать, принесите голодную куклу, которую нужно кормить с ложечки, а когда ребенок не хочет ложиться спать, может помочь медведь, который не хочет засыпать без любимого хозяина. .
  • Хвалите ребенка при каждом удобном случае, даже если хорошо отмеренная кукла или пролитый компот кажется мелочью. Сосредоточивая внимание на негативных ситуациях и называя ребенка дураком или неряхой за каждую ошибку, которая безнадежно испортит его характер, лучше указать на хорошее и предложить помощь, чтобы вместе вы достигли еще лучших результатов.
  • Не продлевайте трудный возраст вашего ребенка, используя неправильную тактику. Родители часто начинают сравнивать успехи и неудачи своего ребенка с другими детьми, которых они знают, обычно не в пользу ребенка. Это вызывает чувство неполноценности и негативное отношение к сверстникам. Сравнивать можно только поведение ребенка и других.

Общие черты кризиса трехлетнего возраста

Кризис — необходимое условие развития личности ребенка, предшествующее переходу на новый этап развития. По мнению Соколова и Николаевой, кризис — это «накопление противоречий в уже существующей реальной ситуации общественного развития», которое, как правило, порождает определенные психологические особенности, отсутствовавшие на предыдущем этапе развития.

В период кризиса ребенку важно добиться конечного результата собственными действиями; неудачи не останавливают его, а, скорее, стимулируют. Важно продемонстрировать результат взрослым, и здесь важно не проявлять лишнего негатива, а тем более не реагировать равнодушно и холодно, чтобы не нарушить восприятие ребенком самого себя. У детей развивается чувство собственного достоинства, что делает их неохотными и зависимыми от мнения других людей (взрослых), поэтому родители должны серьезно относиться к их чувствам.

Последствия кризиса

Чаще всего родители замечают изменения в поведении и характере ребенка, при этом серьезные изменения происходят в самом организме. К негативным последствиям трехлетнего кризиса можно отнести нестабильность и чувствительность нервной системы ребенка, связанную с изменениями эндокринной системы и обмена веществ.

Иными словами, необходимый качественный скачок в развитии личности ребенка происходит одновременно с серьезным дисбалансом в его организме, который снижает его адаптационные и компенсаторные способности в момент изменения. Это может привести к множеству заболеваний, включая психоневрологические. К положительным последствиям кризиса можно отнести развитие у ребенка новых качеств личности.

Медленное и незаметное течение кризиса в более позднем возрасте может задержать развитие аффективных и волевых аспектов личности ребенка. Изменения во взаимоотношениях во всех сферах личности ребенка глубоко влияют на его самые сильные внутренние чувства и вовлекают их во многие внешние и внутренние конфликты, которые могут привести к невротическим болевым реакциям. Дети в кризисной ситуации нередко испытывают беспокойный сон, ночное недержание мочи, заикание и гипобулез.

Родителям не стоит бояться кризиса. Это этап, который должен пройти каждый ребенок, чтобы стать индивидуальностью. В то же время, его успешный переход очень важен, потому что этот кризис не только закладывает основы для будущих отношений с мамой и папой, но и стратегию преодоления будущих кризисов, особенно в подростковом возрасте.

Также есть фундаментальная характеристика: независимость и неуверенность в себе в случае удачного кризиса, стыд и постоянная неуверенность в себе в обратной ситуации.

Основная задача взрослых, окружающих ребенка в это время, — не дать кризису «закрасться», сделать так, чтобы поведение ребенка усиливало приобретенные положительные черты характера, и не допустить крайностей.

Попытки подавить проявления кризиса будут очень разрушительными для дальнейшей жизни ребенка. Кризис — это сложный период, который не проходит в течение нескольких дней, поэтому наберитесь терпения и проанализируйте все конфликты, которые возникают у ребенка, разговаривая и объясняя, когда он неправ.

Реши свои жизненные проблемы. Измени свою судьбу!

Попроси у Вселенной все что захочешь:
⭐ Любовь
⭐ Деньги
⭐ Карьеру
⭐ и другое

Пространство
Добавить комментарий